бесплатно для регионов
круглосуточный приём заявок
График работы:
пн-пт 9:00-18:00
г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 8

Зубчатые муфты: применения, конструкция, принцип работы

Товар из данной публикации:
Муфты зубчатые SITEX фото
Цена по запросу
Артикул: 10919

Во многих технических устройствах для передачи крутящего момента от одного вращающегося узла другому используются специальные муфты. Их основная функция – служить передаточным звеном в современных приводных механизмах.

К представителем этой группы относится и рассматриваемые в этой статье изделия.

Что это такое?

Зубчатыми называются специальные компенсирующие муфты, состоящие из двух частей, используемых для передачи крутящего момента от одного технического узла другому.

Фото - типовая зубчатая муфта

Фото - типовая зубчатая муфта

Достигается это за счет зацепления внешних зубьев коронки и внутренних венцов полумуфт.

В состав типовой зубчатой муфты входят:

  • Две полумуфты с внешними зубьями.
  • Две обоймы с внутренними зубчатыми венцами.
  • Резиновые уплотнители (сальники).
  • Крепежные болты и отверстие под смазку.

Дополнительная информация: С их помощью удается передавать крутящий момент величиной до 60000 Нм.

Они устанавливаются между валами, диаметр которых составляет от 4-х до 20-ти см, а круговая скорость не превышает 30-ти метров в секунду. Рассматриваемые изделия надежно компенсируют как осевые, так и радиальные /угловые смещения валов (благодаря наличию в них торцевого зазора). Чтобы избежать случайных зацеплений кромок зубьев соседних полумуфт – они имеют бочкообразную форму.

При монтаже зубчатых соединений допускается рассогласование валов в следующих пределах:

  • Радиальное смещение – от 0,2 до 0,6 мм.
  • Осевой зазор – от 1,0 до 8,0 мм.
  • Угловая разница – до 1,5 градуса.

С целью компенсации отклонений при несовпадении осей в конструкции предусмотрено кратковременное скольжение зубьев.

Области применения

Сфера применения этих изделий определяется особенностями конструкции и спецификой их функционирования.

Фото - зубчатая муфта в разрезе

Фото - зубчатая муфта в разрезе

Компенсационные муфты работают в следующих условиях:

  • при несоосности валов, определяемой значением 0,5 градуса;
  • с крутящим моментом, достигающим значительных величин (60000 Нм);
  • с компенсацией отклонений, возможных из-за ошибок монтажа и вследствие износа.

Благодаря перечисленным возможностям и небольшим размерам, эти изделия широко применяются в различных видах транспортных средств, а также в передаточных узлах других механизмов.

Материал изготовления и разновидности

Для изготовления зубчатых муфт используются высокоуглеродистые стали марки 40, 40Х, 45Л или 50, а также пластические материалы повышенной износостойкости (полиамид, в частности).

В процессе производства применяются хорошо известные технологии (ковка или литье). Второй способ выбирается при изготовлении изделий диаметром 15 см и более.

В качестве примера рассмотрим муфту зубчатую марки "SITEX", в состав которой входят две полумуфты, изготовленные в виде металлических ступиц с венцами, и соединительное кольцо-демпфер.

Последнее сделано на основе полиамида и представляет собой втулку особой конструкции с внутренними шлицами. Посредством этого элемента кольцо сцепляется со ступицами муфты.

Основной параметр, определяющий качество рассматриваемого изделия – стойкость зубьев муфт и полумуфт к износу. Для повышения этого показателя зубчатые элементы в процессе изготовления повергаются термической обработке. После завершения этой процедуры они приобретают твердость, оцениваемую по шкале Роквелла значениями 45 и выше. Для корпуса (обоймы) самого изделия этот показатель составляет 40 единиц и более. У муфт с низкой скоростью вращения твердость зубьев не превышает 35.

Муфтовые соединения зубчатого типа классифицируются по размеру диаметра вала, а также по передаваемому ими крутящему моменту. Указанные параметры регламентируются действующими на территории России стандартами. Рассматриваемые механизмы также различаются по конструкции (с разъемной/неразъемной обоймой или с промежуточным валом) и по своему исполнению. Согласно последнему признаку они делятся на изделия с цилиндрическими и с коническими отверстиями.

Принцип работы

Для понимания принципа передачи крутящего момента от одного узла другому потребуется рассмотреть функционирование отдельных элементов конструкции.

Фото - муфта установлена на рабочем валу (в разрезе)

Фото - муфта установлена на рабочем валу (в разрезе)

Оно может быть представлено последовательностью следующих действий:

  • Сначала выходной вал рабочего агрегата приводит во вращение зубчатый венец первой полумуфты.
  • Затем вращающий момент передается на внутренние зубья одной из половин разъемной обоймы.
  • Через жесткое соединения он передается далее на внутренние зубья второй половины конструкции.

В результате этого крутящий момент приводит во вращение венец с зубцами второй полумуфты и вал приемного агрегата.

Возможные неисправности и их причины

К числу характерных неисправностей зубчатых муфт компенсирующего типа относят:

  • Проворачивание приводного узла во время пуска.
  • Появление визуально различимых трещин на корпусе изделия.
  • Поломка соединительных (крепежных) болтов.
  • Вытекание из муфты смазки.
  • Ее перегрев.

Обратите внимание: Температура корпуса муфт в нормальном состоянии не должна превышать 40 градусов.

Поломки и полный выход из строя муфтового соединения возможны по целому ряду причин. Основные из них приведены в перечне, представленном ниже. Это:

  • нарушение правил и рекомендаций по монтажу передаточного узла;
  • несоблюдение инструкции по их эксплуатации;
  • частичный или полный износ зубьев.

При наличии хотя бы одной из перечисленных ранее неисправностей рекомендуется полностью заменить муфту новой деталью.

Дата публикации: 18 октября 2021
Прочитано: 4 508